Тянется эта железная дорога от Запрудовки до Белорецкого Завода. Строительство ее было начать в 1909 году. Первые поезда по ней пошли в 1912 году.
В те времена это было первоклассным достижением инженерии. Для захудалых заводских поселков проложение этой дороги означало второе дыхание. С появлением такой дороги и завод зажил новой жизнью. Поселок вокруг этого завода разросся и превратился в город Белорецк.
По прошествии времени началось строительство других линий и веток узкоколейной дороги. Одну из них проложили к болоту, где развивалась добыча торфа. Кстати что интересно, строительством этой дороги занимались китайцы, поскольку рабочей силы не хватало. Еще одну ветку проложили к поселку Тукан, где находились большие месторождения железной руды. Таким образом завод заполучил самые удобные средства коммуникации с источниками сырья.
Проложение новых и новых линий начало разрастаться со всей силы. Вскоре была проложена Инзерская линия – для добычи известняка. Также Инзер был хорошим источником леса.
Фактически эта железная дорога была чуть ли не единственным средством сообщения Белорецка с другими населенными пунктами. Через нее поставлялись необходимые для города грузы, в годы войны вагоны возили по ней металл, на них же отправлялись на фронт солдаты.
Затем с Магнитогорска была проложена в Белорецк ширококолейная железная дорога. Автомобильных дорог тогда еще не существовало, но, не смотря на это, было принято смелое решение разрушить узкоколейку в виду нерентабельности. В отличие от ситуаций с другими узкоколейными дорогами, в Белорецке забыли о том, что их нужно заменить ширококолейными. И по сей день здесь находится «мёртвая зона», с вымершими поселками и путями сообщения.
Только лишь некоторые ее ветки продолжали действовать и даже, процветать. По ним все так же везли руду, топливо. В основном это делали на тепловозах ТУ2.
Кроме того, еще действовало пассажирское сообщение, по которому часто ездили туристы, поскольку удобно было добираться до гор.
Но постепенно и эти дороги разрушались, а поезда отменялись. На сегодняшний день осталось только 2 средства передвижения: паровоз Гр-231 и тепловоз ТУ7А-3323. Да и то в виде памятников.
Белорецкая узкоколейная железная дорога на карте: