Необычное угловатое здание стоит на одном из центральных островов Стокгольма, как раз там, где когда-то охотились короли Швеции. Его темная крыша украшена двумя красными конструкциями в виде корабельных мачт. Это здание – музей корабля “Васа”, единственного в мире судна 17 столетия, деревянные конструкции которого сохранены на все 95 процентов. Он затонул через полчаса после спуска на воду.
“Между 4 и 5 часами огромный корабль “Васа” опрокинулся и затонул”… Вот и все, что записал хроникер о катастрофе, постигшей Швецию в 1628 году.
Как раз в это время в Европе шла Тридцатилетняя война — битва католиков с протестантами. Швецкий король Густав II Адольф воевал на стороне немецких протестантов. Именно по его приказу был построен корабль “Васа”. Воевал король очень успешно, за что был и прозван “Северным львом”.
Прошло более трех столетий, и корабль, неожиданно для всех, решили поднять. Точных сведений о его местонахождении не было (сведения в архивных документах разнились). Андерс Франсен – инженер, эксперт по затонувшим старинным кораблям и просто энтузиаст, сумел создать особенный пробоотборник и в 1953 году приступил к поискам.
25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусок потемневшего дерева. Были спущены водолазы, которые нащупали борт корабля с двумя рядами орудийных люков — и тут все поняли: «это корабль “Васа”». Было принято решение его поднять. Одна проблема: как? Предложений было море, в том числе и бредовых: вморозить корабль «ВАСА» в ледяную глыбу, которая должна будет всплыть, а после этого отбуксировать на мелководье. Лед через время растает, а корабль останется цел и невредим!
Другое более чем странное предложение: заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.
Но победила наиболее земная идея: промыть 6 каналов под корпусом корабля, пропустить через них тросы и затем поднять «Васу» на понтонах. Водолазы, которые выполняли столь сложную работу в кромешной тьме на глубине 30 м, под корпусом старинного корабля, рисковали своими жизнями каждый день. Туннели были настолько узенькие, что протиснуться в них человеку было довольно трудно, кроме того, воздушные шланги могли запутаться в досках, балках и прочем морском мусоре. Но самое страшное то, что в любой момент многотонный корпус с камнями в днище мог обрушиться на несчастных людей. Но высшие силы были благосклонны, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему.
Сначала от дна был оторван корпус, затем отбуксирован на глубину 15 м. В течение последующих двух лет водолазы затыкали сотни отверстий от исчезнувших болтов, закрывали все пушечные люки и укрепляли корму. Только 24 апреля 1961 года корабль вновь увидел белый свет — контуры корабля-призрака выплывали из-под воды.
До этого момента в мире еще не было подобного корабля в столь хорошем состоянии. (пальма первенства принадлежала английскому кораблю “Виктория” адмирала Нельсона, вот только он на целых 137 лет моложе корабля “Васа”). День подъема корабля стал знаменательным для всей Швеции. Люди уходили с работы, школьники пропускали занятия в школе — все напряженно ждали известий. Это грандиозное событие описывали журналисты со всего мира.
Первым вступил на корабль человек, без которого невозможна была бы эта находка – инженер Франсен.
Но почему “Васа” отлично сохранился? Дело в том, что в ледяном Балтийском море не водится ракушка-древоточец, быстро разрушающая деревянные корабли в теплых южных морях. Зато проржавели все металлические детали (их было несколько тысяч), отвалились все резные украшения, и со дна моря было поднято около 14 000 деталей.
Чаще всего в качестве рабочего инструмента реставраторы использовали обыкновенный металлический прут: деталь прикладывали к борту и пропускали прут через отверстия. Место для детали было найдено в том случае, если отверстия совпадали. Те детали и части корабля, что не были обнаружены, впоследствии были изготовлены из более светлого дерева.
Сложнейшая проблема консервации дерева встала перед реставраторами. Как правило, когда дерево достают из воды, жидкость быстро испаряется, а дерево трескается, сжимается и разрушается. До этого дня в мире еще не было опыта консервации столь массивного объекта.
Поэтому было принято решение выстроить специальный крытый док, куда и был отбуксирован корабль на понтоне-основе. Следующие 17 лет рабочие днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм корабля приходилось примерно по полтора литра воды. Кроме того, необходимо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работа выполнялась вручную, затем была установлена полностью автоматизированная система с 500 мундштуками внутри и снаружи корпуса.
Док прекратился во временный выставочный “зал” для легендарного корабля “Васа”. Швецкий король Карл XVI Густав посетил его одним из первых, так как увлекался археологией и оказывал большую поддержку работам по подъему судна. Корпус корабля и все внутренние предметы были очищены реставраторами от ила и грязи. Изделия из кожи консервировали, посуду и ткани сушили и чистили…
Гости временного музея сталкивались с плотным туманом от разбрызгиваемой жидкости. Что очень мешало проводить экскурсии: черный мокрый корпус был едва виден и с него постоянно капало. Но даже, несмотря на это, за 27 лет существования этого тесного и неуютного музея посмотреть на «Корабль-призрак» пришло более 11 000 000 человек.
Очень сложная работа была проделана с парусами. Они так слежались в трюме от времени, что могли рассыпаться даже от легчайшего прикосновения. Они были перенесены на стекловолоконную основу и пропитаны консервирующим составом.
Когда консервация корабля была, наконец, закончена, все детали и фигуры нашли свое место, корабль “Васа”, как говорят моряки, “на своем киле” отправился в свое последнее плавание, к месту “вечной” стоянки — в док, который находится на территории старой военной верфи.
Причем здание музея возводилось вокруг главного “экспоната”. Сегодня с семи палуб-этажей музея можно разглядеть корабль во всех деталях. В витринах находятся настоящие вещи 17 столетия: одежда, обувь, бочки для хранения провианта (их вешали под потолок для защиты от крыс), посуда, котел, в котором можно было приготовить обед более чем на 500 человек, игра, напоминающая современные нарды, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, первые курительные трубки. Команда была очень бедна: единственной золотой вещью, найденной на корабле, стало одно кольцо и несколько монет в кармане одного из погибших.
Контакты:
Galärvarvsvägen 14, 115 21 Stockholm, Швеция
Сайт: https://www.vasamuseet.se/ru
+46 8 519 548 00
Что случилось с Васой видео:
Музей Васа на карте: