Строение форта было положено правителем Акбаром в 1565 году и окончилось лишь при правлении внука Шаха Джахана. Крепость, которую использовали сначала только в военных задачах, время от времени становилась замком: за высочайшими крепостными стенами, длина которых составляла 2,5 километров, а ширина 10 метров скрываются чудесные по своей красоте террасы, сады, колоннады и залы.
Стройненькие колонны арок, которые находятся в дворике форта, выдерживают навес из камней. Это в своем роде «город в городе», в середине которого находится удивительная мраморная мечеть, из-за своих идеальных пропорций и изысканности названа Моти-Масжид (Жемчужная мечеть). Во дворец можно пройти через два основных высоких прохода на Западе и на Юге; на Востоке есть «персональные» ворота императора. В нем постепенно было основано 3 Величайших Могола — Акбар, Джахангир и Шах-Джахан, а каждый из них вносил свои весомые корректировки в архитектурный проект.
В количестве самых замечательных строений форта существуют: замок Джахангири-Махал; Кхас-Махал с присоединенным к нему виноградником, названный Ангури-Багх, и разукрашенным орнаментом бассейном, который назвали Шиш-Махал; форт Мусамман-Бурдж, где в роли пленника родного сына находился Шах-Джахан, который тут и погиб, наслаждаясь в один из последних дней, Тадж-Махалом (гробницей возлюбленной жены); Дивани-Кхас (зал приватных аудиенций); Дивани-Ам (зал привселюдных аудиенций); Мачхи-Бхаван (замок с большими аквариумами); Моти-Масджид (Жемчужная мечеть). Множество этих строений, возведенных во времена управления Шах-Джахана, строились из мрамора и указывают на изысканность, которая контрастирует с архитектурой строений времен Акбара – энергичной и четкой. Все сооружения форта, осуществляя практические назначения, были и есть истинными творениями искусства, такими совершенны и гармоничны их пропорции, настолько изыскан и утончен их облик. Сплетение индо-магометанской и мусульманской культур дает удивительный эффект, а природный вкус Индии осуществляется пейзажностью строений: замок окружают пышные сады, а второстепенные строения все время находятся в гармонии с главными. Волшебное великолепие зданий Дворца в Агре говорит об утонченной фантазии, истинно свободном искусстве и оригинальности.
Тадж-Махал на карте: