1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 голосов, Рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Дворец науки и культуры в Варшаве

По прибытию на варшавский вокзал российских туристов ожидает кое-что удивительное. Едва стоит выйти за его пределы, как перед взором растерянных туристов вырастает «сталинская» высотка. «Куда я попал» — думает растерявшийся путешественник, «может кто-то сыграл надо мной злую шутку и перепутал билеты?»

Но затем ему начинают объяснять, что это на самом деле родная сестра высоток Москвы, которая была подарена Польше Советским Союзом.

«Ну что ж, нет ничего невозможного», –  что-то в этом роде ответил главный архитектор Варшавы на вопрос министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова «А как вы посмотрели бы в Варшаве на такое же высотное здание, как у нас?». Родилась подобная идея 2 июля 1951 г.

Талантливый архитектор Сигалин появился на свет в Варшаве в 1909 году и, без сомнения, наложил свой отпечаток на польскую столицу. Он работал над проектом генерального плана послевоенной Варшавы, и фактически был организатором Бюро восстановления столицы. Согласившись на подарок Советского Союза, он понимал, что это историческая необходимость.

В том же году, когда было принято твердое решение о возведении дворца, власть польской народной республики перепахивала облик восстанавливаемой Варшавы.

На Банковой площади поставили памятник Феликсу Дзержинскому, на Иерусалимских аллеях из-под строительных лесов выглядывали современные конструкции Центрального универмага. Но, несмотря на все проекты, Дворец культуры и науки имени Сталина был самым значительным.
Это здание должно было стать своеобразным символом порабощения. Вот так архитектура крепко переплеталась с политикой.

Среди местного населения подарок Советского Союза вызывал эйфорию. «Неужели бесплатно, просто так? Неужели в качестве подтверждения дружеских отношений? В знак помощи братскому народу?»

Газеты и журналы тех лет пестрят фотографиями подъемных кранов и репортажей с места строительства.

Для работы над дворцом Сталин отослал в Варшаву . Чтобы вы понимали всю величину этого имени: среди его работ знаменитый Московский университет им. Ломоносова на Ленинских горах. Кстати именно его форма должна была стать образцом для варшавской новостройки.

В течение строительства здания погибло 16 человек, включая двоих детей, которых завалило строительными лесами. За их могилами в Варшаве на православном кладбище в районе Воля следят работники дворца.

Когда дворец передавался жителям Варшавы, он получил официальное имя – Иосифа Сталина, а перед главным фасадом был установлен памятник вождю.

Здание, включает в себя более трех тысяч помещений, и его высота вместе со шпилем составляет аж 234 метра.

В октябре 1956 года дворец стал свидетелем политических переворотов.

С почетной трибуны пропал маршал Рокоссовский.

Владислав Гомулка, выпущенный из тюрьмы, выступал перед толпами народа на площади Парадов. В какой-то момент толпа дошла до точки накала и пожелала ворваться во дворец, где располагался радиоузел. Мощные двери были подперты дубовыми скамьями (все благодаря обслуживающему персоналу дворца). Штурм был отражен, и это было  единственное событие подобного рода  в истории здания.

Со временем дворец прекратился в своего рода мирской храм, но дух самого места не был благосклонен к новым героям.

Катастрофический пожар в 1963 года сжег огромный зал им. Феликса Дзержинского, площадью почти в тысячу квадратных метров. Поговаривали, что духи истории рассчиталась с кровавым Феликсом.
В Зале конгрессов проходили многочисленные съезды Польской объединенной рабочей партии. Дворец был центром культурных событий, которые «освещали» серую пээнэровскую действительность.

Это место предлагало большое количество заманчивых развлечений. Здесь пели Ян Кепура, Марлен Дитрих, Ив Монтан, и именно здесь Пол Анка ушел со сцены, когда объявили  об убийстве президента Кеннеди. Группа «Роллинг стоунз» выступала здесь в 1967 году.

Для экскурсий, приезжавших ознакомиться со столицей, посещение Дворца культуры стало  железным пунктом программы. Туристов всегда манила высокая терраса со смотровой площадкой.

И, хотя Рудневым здесь было запланировано кафе «Под шпилем», руководство страны приняло решение зарабатывать на панораме города.

До 80-х годов 20 века на этой террасе не установили заграждение, которое смогло бы гарантировать безопасность. Как результат – многочисленные «эффектные» самоубийства…

В энергичные 80-е годы дворец культуры вступил как свидетель истории. 13 декабря 1981 года  военное положение застало тут врасплох участников памятного . На лестничных клетках и в подъездах, будто из ниоткуда  выросли солдаты с «калашниковыми».

Через семь лет сооружение, которое планировалось как мирской храм, превратилось в самый настоящий  алтарь. Главная площадь и близлежащие  улицы никогда не видывали такого скопления народа, как на варшавском богослужении с участием Папы Иоанна Павла II.

После 1989 года, когда настал конец дружбе между советским и польским народами, из входного вестибюля  внезапно исчезла бронзовая , изображающая двух великих строителей Дворца культуры – советского и польского гражданина с флагом в руке.

Дворец социализма полностью пропитался рыночной  экономикой. Здесь располагались , , , несколько этажей здания занимал Варшавский университет.

В наши дни, помимо учебных заведений и ПАН, тут расположены банки, городской совет, многочисленные школы танца, медицинские центры и частные фирмы (куда же без них?).

В конце двадцатого века в головы архитекторов закрадывались все более смелые проекты уничтожения дворца. предлагал вбить в тело здания со стороны Иерусалимских аллей – там, где сегодня Музей техники – своеобразный  клин, разместив в этой точке Соцландию, издевательский музей коммунизма.

В середине 90-х был объявлен архитектурный конкурс, на котором победил проект, предусматривавший возведение вокруг дворца нескольких небоскребов, дабы уменьшить воздействие советского творения на Варшаву.

Сегодня, Дворец науки и  культуры в Варшаве для молодежи –  символ поп-культуры.

А совсем недавно здание стало даже героем скандала, когда знаменитая американская сеть ресторанов «Хард-Рок Кафе» в ходе кампании, рекламировавшей ее первое заведение в Центральной и Восточной Европе, использовала стилизованное изображение дворца, вписав его в фон с гитарой.

В соответствии со стратегией фирмы каждый, из 124 ее ресторанов, имеет собственный логотип, как-то соотносящийся с городом, где он располагается.
Оказалось, что  сильнее всего ассоциируется как раз с дворцом.


Контакты:
Адрес: Адрес: plac Defilad 1, 00-901 Warszawa,


в Варшаве на видео:


Дворец науки и культуры в Варшаве на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *